Главная страница >> Статьи >> Стереокино и технология IMAX 3D
Киномеханику
Советы
Статьи
Фотогалерея
Словарь
Работа
Контакты
Ссылки
Форум
Гостевая книга


Стереокино и технология IMAX 3D.

Материал любезно предоставлен компанией ООО "Кино Проект Инжиниринг", Москва, Россия, официальным дистрибьютором Ernemann в России и странах СНГ.
Автор - Игорь Киселев, к.т.н., действительный член BKSTS (British Kinematograph, Sound and Television Society).
Тел. (095)243-6303
Факс (095)243-6026
info(at)kino-proekt.ru
http://www.kino-proekt.ru

«…Сомневаться в том, что за стереокино – завтрашний день, это так же наивно, как сомневаться в том, будет ли завтрашний день вообще!… Стереокино дает полную иллюзию трехмерности своих изображений. При этом иллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает ни малейшего сомнения, как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт, что экранные изображения действительно движутся. Тут и там – результаты пространственной и двигательной убедительности так же сокрушительно совершенны, как неоспоримо подлинными и живыми нам кажутся и сами персонажи фильма, хотя мы прекрасно знаем, что они не более, как бледные тени, фотохимическим путем запечатленные на километры желатиновой ленты...

И конечно, ни в каком ином искусстве – и на протяжении всей его истории – не может быть примера, чтобы так динамически совершенно – и к тому же в процессе реального движения – объем переливался в пространство, пространство в объем, и оба они врезались бы друг в друга, соприсутствуя в одновременности…»,– писал С. Эйзенштейн в 1947 году

История стереокино

Одним из самых ранних известных методов получения и демонстрации стереоизображений стал анаглифный (от греч. anagliphos, рельефный), заключающийся в предъявлении двух изображений стереопары, каждое из которых окрашено в цвет, дополнительный по отношению к другому (например, одно изображение красное, другое - сине-зеленое). При наблюдении стереопары через анаглифные стерео очки каждому глазу доступно только одно изображение, а формируемое при этом объемное изображение воспринимается монохромным. Метод, предложенный Д'Альмейда и Дюко дю Ороном в 1858 году для стереофотографии, спустя 77 лет реализовал в кинематографе Луи Люмьер. Это произошло в 1935 году, а в 1922 году был разработан метод Teleview, который использовал механические заслонки.

3D (или стерео киносъемка) осуществляется специализированным стерео киносъемочным аппаратом, либо киносъемочным аппаратом, оснащенным стереонасадкой, либо двумя киносъемочными аппаратами. Цель съемки – создание стереоскопического (пространственного) изображения, которое формирует мозг человека при раздельном наблюдении двух кадров стереопары изобразительного ряда.

Стереопару составляют два изображения одного и того же объекта съемки, зафиксированные идентичными объективами с двух точек, по своему положению имитирующих положение глаз человека. При раздельном их рассматривании левым и правым глазом воссоздается пространственное изображение.

Кадры стереопары могут размещаться как на одной, так и на двух пленках; при размещении на одной пленке их взаимное расположение может быть горизонтальным или вертикальным. На первом этапе киносъемка для кинотеатров типа IMAX 3D осуществлялась двумя киносъемочными аппаратами, но в начале 90-х годов был создан киносъемочный стереоаппарат IMAX 3D, лентопротяжный тракт которого рассчитан на прохождение двух 65-мм пленок. Фокусные расстояния сменных стерео объективов – 30 мм, 40 мм, 60 мм, 80 мм; межосевое расстояние – 72,4 мм, неизменяемое; оптические оси объективов параллельны.

В нашей стране первые опыты по созданию стереоизображений для кинематографа были начаты в 20-е годы прошлого столетия, но этапной вехой в его развитии стал 1941 год: в феврале в Москве в кинотеатре «Москва» (ныне «Дом Ханжонкова») состоялась премьера стереоскопического фильма «Концерт».

Уникальность события заключалась в том, что, благодаря установленному в зале светопоглощающему растровому экрану, зрители могли наблюдать объемное изображение без каких-либо индивидуальных сепарирующих устройств (лорнеты, очки и т.д.). В мировой кинотехнике данный метод известен под названием Parallax Stereogram или метод безочковой стереопроекции. Это был первый в мире коммерческий показ стереофильмов без очков. Для съемки использовали обычный для того времени 35-мм киноаппарат, перед объективом которого устанавливались два зеркала, для кинопроекции – обычный 35-мм кинопроектор, оснащенный аналогичной 2-х зеркальной насадкой.

С 30-х по 50-е годы появился ряд технологий, не нашедших массового применения. Naturama, Stereovision, Spacevision, Marx Depix, Optimax, Arrivision – вот только несколько примеров различных методов получения трехмерного изображения на 35-мм кинопленке. Zeiss–Ikon в 1939 году и Nord в 1953 использовали технологию, при которой изображения стереопары на кинопленке были развернуты относительно друг друга.

При стереокинопоказе левому и правому глазу зрителя раздельно предъявляются изображения кадров стереопары. Процесс может осуществляться или с помощью очков (цветных, поляризационных), или безочковыми методами, с применением специальных экранов.

Эклипсный (обтюраторный) метод стереопроекции основывается на сепарации изображений стереопары путем попеременного перекрытия левого и правого световых потоков перед объективами проекционного устройства и перед глазами зрителя. Перекрытия должны осуществляться синхронно и синфазно, чтобы каждый глаз видел только предназначенное для него изображение. Метод предложил Д'Альмейда в 1858 году, но реализовал его для стереопроекции Э. Банкли в 1936 году.

В 1960 году в компании Technorama был разработан метод печати на 35-мм кинопленке стереопары для специального радиально изогнутого экрана, получивший название Wonderama. Фильм демонстрировался в формате 2,64:1, звук записывался на 2 магнитные дорожки.

В 1962 году Ultra-Panavision предложила метод однолинзовой съемки Cinerama с модифицированным коэффициентом компрессии изображения 2,6:1. При проекции по этому методу использовались линзы с измененным по плоскости фокусным расстоянием для выравнивания изображения при проекции кинопленки 70 мм на изогнутый экран.

Известен однопленочный процесс стереокиносъемки Dynavision, с использованием кинопленки 8/70 мм. Для создания вертикальной стереопары именно здесь впервые была применена технология pull down (кадр под кадром).

Stereovision – это система съемки и проекции стереофильмов с вертикальной стереопарой, размещаемой на одной 35-мм кинопленке в пределах площади стандартного широкоэкранного кадра. Межцентровое расстояние – 9,5 мм, размеры кадра стереопары в негативе 1,33:1 – 21,2 х 9,0 мм. В стерео объективах предусматривается регулировка межосевого расстояния в горизонтальном направлении для установки дистанции рампы. Размеры экранного изображения достигают 10 х 4,3 м. Способ был впервые предложен и реализован Ф. Бодроши (Венгрия) в 1957 году, технические средства были разработаны в 1977 г. К. Кондоном (США).

Dewhurst – метод стерекиносъемки на пленку 16 мм. Существовали два метода печати стереокопий: кадры располагались на пленке в одном направлении или были развернуты относительно друг друга.

В отличие от Dewhurst, разработанный в 1953 году метод Bolex, или Triorama, использовал печать двух кадров стереосъемки на пленку 16 мм параллельно.

Широко распространенный и наиболее современный в настоящее время поляризационный метод заключается в раздельной проекции изображений стереопары в поляризованном свете на недеполяризующий экран. При использовании линейной поляризации света, поляризаторы устанавливаются перед левым и правым объективом таким образом, чтобы их ориентация была взаимно перпендикулярна. Зрители наблюдают стереоизображение через стерео очки, светофильтры-анализаторы которых ориентированы аналогично, то есть так, чтобы лучи, направленные на экран, например, через левый объектив, воспринимались только левым глазом и полностью гасились для правого глаза. В 1935 году Е. Лэнд изобрел поляризующую пленку, после чего поляризационный метод получил широкое распространение и был использован в таких известных разработках, как DUAL FILM 3-D e.g. Natural Vision (1952) и Stereotechniques (1951), демонстрирующих пленку с двух сопряженных и синхронизированных проекторов через поляризационную систему.

Технология IMAX 3D

Сегодня в кинотеатрах IMAX поляризационный метод применяется для стерео кинопроекции. IMAX 3D – это разработанная в Канаде в 1985 году система съемки и демонстрации стереофильмов с использованием двух 65/70-мм пленок. Направление хода пленки горизонтальное, шаг кадра – 15 перфораций. Размеры кадра стереопары в негативе – 70,41 х 51,61 мм. Одной из предшествующих технологии IMAX 3D является технология стереокиносъемки на одну пленку 70 мм с 5 перфорациями, при которой кадры стереопары располагались горизонтально, формат изображения сферический 1:37:1.

Стереокинопроекция в IMAX 3D осуществляется либо двумя синхронно работающими кинопроекторами IMAX, либо одним проектором IMAX 3D. Прерывистое движение пленки в этих проекторах осуществляется по принципу "бегущей петли". Размеры экранного изображения – до 33,7 х 25,0 м.

Для просмотра кинофильмов IMAX 3D применяются поляризационные очки-светофильтры или специальные шлемы с жидкокристаллическими поляризационными светофильтрами, управляемые инфракрасными датчиками.

Как работает театр IMAX 3D

Продемонстрировать наглядно, каков современный кинотеатр технологии IMAX 3D можно на примере кинозала в городе Синсхайм (Германия). Для кинопоказа используется один проектор с одной ксеноновой лампой 15 кВт.

Лампа охлаждается комбинированным способом – воздухом и водой. Вода для охлаждения проходит обработку через станцию очистки и смягчения. Цикл охлаждения и деминерализации воды – замкнутый.

Нажмите на фотографию для ее увеличения

Имеется индикация температуры воды на входе и выходе из лампового фонаря. Для экстренной остановки кинопроектора на ламповом фонаре и платтере находится дублирующая система управления.

Нажмите на фотографию для ее увеличения

Поджиг и питание лампы осуществляет станция выпрямителей (150А, 54 кВА каждый).

Для кинопоказа в формате 3D в проектор одновременно заряжаются 2 киноленты 70 мм. Они располагаются на двух 4-тарельчатых платтерах, у которых по две тарелки используются для демонстрации, а остальные – для обратной перемотки фильмов. После перемотки фильмокопия хранится на дисках, уже готовая к демонстрации.

Первым в кинопроектор заряжают нижний фильм, движущийся против часовой стрелки, затем – верхний, движущийся по часовой стрелке. Корректировка и сведение пленок в аппарате производится по установочным меткам, которые фиксируются в кадровой рамке. Верхний и нижний барабаны регулируются вручную для синхронизации кадров. При демонстрации кинопленки удерживаются на стекле кадрового окна вакуумом.

Фонограмма фильма, записанная на 6 независимых каналов, воспроизводится с 3 х компакт-дисков, ее резервная копия хранится на магнитной ленте. Синхронизация фонограммы производится по тайм коду (time-code), нанесенному на кинопленку.

Нажмите на фотографию для ее увеличения

Кинопроекционный комплекс управляется компьютером, имеющим интерактивный (touch-screen) монитор, на котором отображается текущая информация о работе всех систем и функции управления.

Нажмите на фотографию для ее увеличения Нажмите на фотографию для ее увеличения Нажмите на фотографию для ее увеличения

Для объявлений и демонстрации рекламных роликов, в театре установлена система видеопроекции на базе профессиональных видеомагнитофонов формата DVCPRO (Panasonic) и Betacam–SP (Sony).

В зале на 250 посадочных мест кресла расположены рядами, расстояние между которыми составляет 1,05 м, а каждый последующий ряд поднят на 25 см относительно предыдущего. Размеры радиального экрана – 24 х 18 м.

В зале установлена акустическая система пропорционального точечного звука Proportional Point Source™, обеспечивающая равномерное распределение и звуковое давление в любой точке зала.

IMAX 3D. Новости технологии.

Корпорация IMAX официально объявила, что Смитсоновский (Smithsonian) институт выполнит разработку и оборудование кинотеатра IMAX для демонстрации 3D-фильмов в новом аэрокосмическом музее центра Стивена Ф. Удвара-Хайзи (Вирджиния). Центр расположен в Далласе рядом с аэропортом Вашингтона, в нем экспонируется более 200 самолетов и космических летательных аппаратов, имеются учебные классы, залы для посетителей, рестораны, магазины и обсерватория. Новый кинотеатр откроется в юбилей памяти исторического полета братьев Райт 1 декабря 2003 года. «…Мы очень рады сотрудничеству со Смитсоновским институтом, опыт и уровень знаний которого исключительны. Традиционно Смитсоновский институт – один из лидеров в технологии IMAX. Новый театр призван играть особую роль в связи с премьерой фильма «Космическая станция 3D» (Space Station 3D)...», – сказал вице-президент корпорации IMAX Ричард Гелфонд.

Первой работой Смитсоновского института был IMAX Аэрокосмического музея в Лэнгли. Открывшийся в 1976 году, он и сегодня – один из наиболее посещаемых театров всего мира. Кинотеатр тесно сотрудничает с музеем и демонстрирует фильмы авиационной и аэрокосмической тематики. Наиболее популярны: «Мечта жива» (The Dream is Alive), «Голубая планета» (The Blue Planet), «Миссия на станцию МИР» (Mission to MIR).

IMAX 3D. Выход в космос.

За работу в проекте фильма «Космическая станция» Американская Академия киноискусства приняла заявку корпорации IMAX номинировать Тома Круза кандидатом на премию «Оскар».

Фильм (совместное производство корпорации IMAX и Lockheed Martin-корпорации в сотрудничестве с NASA) сделан в формате 3D и рассказывает о наиболее значительных достижениях мировой астронавтики – от посадки космического корабля и выхода человека на поверхность Луны до строительства Международной Космической станции. "… Моя семья и я много лет наслаждаемся фильмами IMAX, особенно теми, которые относятся к программам освоения космоса NASA. Я горд, что удостоен чести быть в команде «Космической станции», этом историческом проекте, материал для которого собран пионерами космоса из 16 стран мира, работавшими вместе и создававшими Международную космическую станцию…. С первой минуты, когда я увидел удивительные кадры этого 3D-фильма, снятого в космосе, я знал, что хочу участвовать в этом проекте", – сказал Том Круз.

Двадцать пять космонавтов учились приемам съемки и осваивали специально разработанную трехмерную камеру, а затем с декабря 1988 по июль 2001 года отсняли 19 тыс. метров 65-мм кинопленки.

Свое потрясающее путешествие зрители начинают на мысе Канаверал, а продолжают на Международной космической станции, на орбитальной скорости 28,163 км/час в 354 километрах от поверхности Земли. «…Том Круз работал над этим проектом так же талантливо, как и в других картинах», – сказал Грэг Фостер, президент IMAX, – «Он привнес особое настроение в проект, продвигающий технологию IMAX на новые, захватывающие высоты. Фильм переносит зрителей непосредственно на Космическую станцию, первую международную космическую станцию в космосе, и буквально заставляет ощутить контакт с астронавтами и космонавтами – это стало возможным только благодаря IMAX».

IMAX 3D. Новая жизнь мультипликации.

В ноябре 1997 года корпорация IMAX объявила о создании технологии, позволяющей аниматорам создавать трехмерные стереоскопические фильмы, предназначенные для IMAX 3D. После 8 лет работы осуществилась мечта, возможная лишь благодаря новинкам технологий компьютерной мультипликации. Соучредитель корпорации IMAX Роман Кройтор разработал процесс математического моделирования для трехмерной мультипликации: «…здорово, если художник сможет непосредственно создавать стереоскопические пространственные образы, так же, как он рисует их на бумаге. Аниматоры любят рисовать и не любят клавиатуру, мышь, сложные технические манипуляции с компьютером. Они просто хотят рисовать. С устройством SANDDE (TM), художник теперь может вручную рисовать и преобразовывать кадр в 3D-формат. В отличие от программного обеспечения, которое, например, было использовано в фильме «История Игрушки», новая технология органична и полностью соответствует образам традиционной целлулоидной пленочной мультипликации… только в 3-х измерениях», – сказал он. В устройстве синхронизированы (на базе управляемых магнитных полей) датчик и рука художника. Специальный инструмент позволяет аниматору перемещать руку в пространстве.

На рисунке и в системе SANDDE одновременно изображаются цветные линии и поверхности – человек формирует символы, действия и движения в трехмерном пространстве.

Замечательная особенность SANDDE дает художнику возможность увидеть свою работу трехмерной в реальном масштабе времени, воплотить линии в пространстве так, как они изображены художником в перспективе. А дополнительное технологическое оборудование GEPPETTO (TM) разрешает создать сотни кадров мультипликации из очень небольшого количества таких рисунков.

Еще одно захватывающее следствие столь радикально нового подхода к творчеству мультипликаторов заключается в том, что диапазон используемых художественных графических стилей ограничен только границами творческого воображения. Удивительный процесс GEPETTO способствует полному практическому контролю аниматора над творческим процессом.

В отличие от пленочной мультипликации, для которой каждое действие должно быть тщательно выверено в координатах и количестве необходимых рисунков, технология GEPETTO позволяет создать любую динамику действия в реальном масштабе времени так, если бы режиссер имел дело с живыми актерами. При этом аниматор окрашивает только один рисунок (образ), а все остальные «расцветают» автоматически и автоматически же форматируются для печати на пленке 15/70 мм.

В результате был выполнен рекордный по срокам график работы над сюжетом «Шалун – маляр», включенным в качестве заставки к Рождественскому фильму «Щелкунчик». Первоначально этот ролик (производство Романа Криотура и Стива Хобана), продолжающийся две минуты и семь секунд, был показан в дюжине театров IMAX в разных странах. Реакция зрителей была чрезвычайно положительна – внезапные аплодисменты и смех в зале лучше всяких комментариев! Ничего подобного раньше не видели. Теперь «Шалун–маляр» стал заставкой ко всем новым фильмам в IMAX 3D театрах. После просмотра этого ролика лауреат премии «Оскар» аниматор Силвеин Чомет («Старая Леди и Голуби») сказал, что на него произведено феноменальное впечатление: «Абсолютно революционный путь мышления в искусстве, я бы назвал это «прогулка вокруг мечты»».

1 января 2002 года в кинотеатрах IMAX 3D дебютировал новый трейлер студии "Уолт Дисней" "Будьте нашим гостем", представляя новую эпоху мультипликации. Зрителям в разных странах была показана полнометражная картина "Красавица и Чудовище", анимационный фильм, ставший в 1991 году поворотной вехой в развитии студии "Уолт Дисней". После "Русалочки" он был признан лучшим фильмом года. "Красавица и Чудовище" – первый анимационный фильм, когда-либо номинированый на «Оскара» за лучшую картину. Картина удостоена премии «Оскар» за лучшую оркестровку и лучшую песню. Спустя десять лет "Красавица и Чудовище" стоит в одном ряду таких шедевров, как "Белоснежка" и "Пиноккио", как один из самых прекрасных кинофильмов, когда-либо созданных на студии Уолта Диснея.

Более года потребовалось специалистам студии на подготовку 70-мм версии для демонстрации в технике IMAX, обработке подвергался каждый кадр, редактировались образы, эффекты и сцены для более качественного соответствия гигантскому экрану.

Фонограмма также была переписана для воспроизведения в многоканальной системе кинотеатра. Продюсер фильма Дон Хан приложил максимум усилий для того, чтобы версия "Красавицы и Чудовища" при показе на гигантском экране не была зернистой – для этого все кадры фильма были сохранены в цифровом формате и обработаны для переноса на 70-мм пленку.

В 2002 г. на экраны кинотеатров IMAX 3D выходит релиз фильма студии DreamWorks SKG «Шрек». Этот фильм в 35-мм формате вышел на экраны в мае 2001 года, затем был доработан – дописаны трехмерные эффекты для формата IMAX 3D. Как отметил руководитель компании Dreamworks SKG Джеффри Каценберг, «…Мультипликация является постоянно развивающейся формой искусства, и выход трехмерной версии фильма «Шрек» для театров IMAX 3D формирует у зрителей новые ощущения развития трехмерной формы. Мы планируем выпустить восемь картин в этом формате. Помощь таких замечательных актеров как Майк Майерс, Камерон Диас, Эдди Мерфи и других помогает нам в этом развитии...»

«Мы восхищены, что DreamWorks SKG решил создать релиз фильма «Шрек» для IMAX 3D», – говорит вице-президент IMAX Брэдли Уечслер – «Мы верим, что комбинация технологии IMAX 3D, опыт и творческие таланты студии станут революцией для кинозрителей. Этот фильм продолжает эволюцию уникального семейства новых технологий в индустрии развлечений и укрепляет позиции IMAX как сети театров семейного просмотра фильмов Голливуда».

IMAX 3D. Взгляд в будущее.

В настоящее время в 26 странах мира функционируют более 220 театров IMAX.

Филиал корпорации – компания Sonics Associates – производит специальное высококачественное звуковое оборудование для театров.

Стратегический альянс корпорации IMAX включает такие известные мировые компании и корпорации, как Ассоциация театров с гигантскими экранами (LFCA), Знаменитые участники (Famous Players Inc), Левис Синеплекс (Loews Cineplex), Локхид Мартин (Lockheed Martin Corp.), Национальное управление по авиации и космонавтике (NACA) и др. Корпорация IMAX – публичная. Акции котируются на мировой фондовой бирже Nasdaq и фондовой бирже Торонто.

Наверх

Москва 1999-2007
www.kinomehanik.narod.ru
По всем вопросам обращайтесь к администратору.
Любое использование материалов сайта запрещено без согласования с администрацией!
дизайн, верстка, печать
Сайт создан в системе uCoz