Главная страница >> Статьи >> Империя "Dolby". Часть 1
Киномеханику
Советы
Статьи
Фотогалерея
Словарь
Работа
Контакты
Ссылки
Форум
Гостевая книга


Империя "Dolby". Часть 1.

Наступление системы Dolby.

При подготовке статьи были использованы материалы, предоставленные компанией ООО "Кино Проект Инжиниринг", Москва, Россия, официальным дистрибьютором Ernemann в России и странах СНГ.
Тел. (095)243-6303
Факс (095)243-6026
info(at)kino-proekt.ru
http://www.kino-proekt.ru
Автор - Макс Александров, в соавторстве с Игорем Киселевым, к.т.н., действительным членом BKSTS (British Kinematograph, Sound and Television Society).
kinomehanik(at)emale.ru
http://www.kinomehanik.narod.ru

Озвучивание фильмов является немаловажным элементом в кинопроизводстве. Звуковые фильмы явились не менее существенным прорывом в искусстве, чем сам кинематограф. Очевидно, что с появлением звука в кино люди смогли не только видеть, но и слышать, происходящее на экране.
С появлением стереозвука ощущения от просмотра фильма увеличились. Когда же возникла возможность передать звуковые ощущения не тронутыми, такими, какими мы бы восприняли их в жизни, процесс просмотра фильма превратился в нечто большее. Об этом и пойдет речь в нашей статье. О звуке, превращающем просмотр фильма в неописуемое удовольствие, о различных видах цифрового звука - о систем Dolby.
Но для начала немного истории. Цифровому звуку предшествовали оптическая и магнитная системы записи. О них мы и поговорим в начале.

Оптический звук

Фотографическая или "оптическая" звуковая дорожка была первым методом воспроизведения звука на кинопленке.
До сегодняшнего дня этот метод во многих странах еще остается актуальным.
Непрозрачная смежная с изображением область кинопленки, содержит фотографическую (академическую) фонограмму в виде звуковой дорожки, ширина которой изменяется в соответствии с изменениями звука. По мере воспроизведения копии через кинопроекционную установку, световой луч лампы кинопроектора, проходя через фонограмму, передает изменения на фотоэлемент, преобразующий световой сигнал в электрический.

Этот сигнал усиливается, обрабатывается с помощью фильтров и преобразовывается как звуковой.
Оптический звук имеет ряд преимуществ, которые определили его универсальность. Прежде всего - экономичность при производстве, так как оптическая фонограмма печатается на пленке вместе с изображением. Срок жизни звуковой дорожки такой же, как и изображения и может быть достаточно долгим.

Третье - оптическая считывающая головка, установленная в проекторе - экономичная и простая в обслуживании технология.
Впервые совмещение изображения и звука, было продемонстрировано в некоторых фрагментах фильмов в конце 1920-х годов. К середине 1930-х годов, "говорящие" актеры стали обычным явлением в кино и многие тысячи театров были в короткое время оснащены оборудованием считывания оптической звуковой дорожки. Хотя эта технология и не была лишена недостатков, в то время, как новые разработки появлялись почти ежедневно, но феноменально быстрое ее признание и количество кинотеатров, которое было реконструировано, не позволило заниматься модернизацией систем звукозаписи.

Экономика проигнорировала технический прогресс. Ярким примером "оборотной" стороны технологического бума, является развитие в те годы технологии громкоговорителей. Первые громкоговорители для кино имели очень плохую высокочастотную характеристику. Однако реальное улучшение их качества произошло только через несколько лет, поскольку все инженеры-акустики были слишком заняты снабжением и технической поддержкой кинотеатров первыми установками и физически не имели времени на улучшение и развитие технологии.

Это вызывало двойственность положения для студий звукозаписи. Как быть? Улучшать качество записи в расчете на новые разработки или добиваться улучшения фонограммы, приспособленной для воспроизведения на имеющихся старых установках? Делать две версии фильма для киностудий было экономически не выгодно. И это определило ответ - приспособить звуковые дорожки к старым киноустановкам и существующим звуковым системам. Для того чтобы предупредить возможные проблемы совместимости фотографической фонограммы для киноустановок различных производителей, в конце 1930-х годов был принят метод стандартизации, регламентирующий требования к воспроизведению звука в театрах, который сегодня известен как "Академия". Владельцы кинотеатров и операторы студий звукозаписи получили инструмент, с помощью которого они могли определить качество звука в театре, какое оборудование нужно установить и как подготовить фонограмму для кинопоказа. Результатом этого стала система надежной записи и воспроизведения, сделавшая приемлемым показ практически любого фильма в любом кинотеатре мира. Однако эта система не позволяла внедрять в индустрию новые разработки, кроме тех, которые уже существовали в 1930-х годах. Однако даже с этими ограничениями, в течение довольно длительного времени оптический звук в кинотеатрах являлся эталоном качества и намного превосходил звук домашних проигрывателей и радио.

В конце 1960-х начале 1970-х, на рынке звукозаписи и звуковоспроизведения появились стерео системы класса hi-fi. Кинозрители смогли "почувствовать" разницу между тем, что они слышат дома и в кинотеатре...

Магнитный звук

В конце 1950-х годов был разработан новый (альтернативный фотографическому) метод звукозаписи на кинопленку. После печати изображения, на кинопленку наносились тонкие полосы оксида металла, подобные магнитной ленте звукозаписи (Рисунок 2). Звук записывался на магнитные полосы в реальном времени. В кинотеатре, фильм воспроизводился на кинопроекторах, снабженных магнитными головками, так же как и в магнитофоне. Считывающие головки были установлены на специальном креплении, названным "penthouse" ("навес"). Магнитный звук был весьма прогрессивным явлением, значительно улучшая точность в сравнении со стандартной оптической звуковой дорожкой. Технология магнитной записи дала возможность впервые воспроизвести стереофонический звук в кино. Голос актера, возникающий на левом, центральном, или правом плане изображения мог быть услышанным из громкоговорителей расположенных в левой, центральной или правой части новых широких экранов, которые появились к тому времени. В кино пришла стереофоническая музыка, приблизи в зрителя к реальным ощущениям. Появились специальные звуковые эффекты. Две основных системы магнитной записи были приняты студией "Двадцатый век Фокс" (Twenty Century Fox): - четырех-дорожечная запись для формата 35 mm Cinema Scope (фильм "Robe") и шестиканальная запись системы Todd-AO,

Впервые использованной для 70 мм фильмов, таких как Oklahoma! ("Оклахома!", 1955 г.), "Around The World in 80 Days ("80 дней вокруг света", 1956 г.), “Porgy and Bess” («Порги и Бесс», 1959 г.), “Hello Dolly” («Хелло, Долли», 1970) и др. Несмотря на высокую стоимость оборудования, многие кинотеатры США оснащались магнитными считывателями звука. Было выпущено большое количество фильмов в этом звуковом формате, хотя магнитные копии были (и остаются) наиболее дорогой технологией. Стоимость 35 мм магнитных копий была как минимум вдвое выше по сравнению с оптическими. Стоимость же 70 мм магнитных копий сегодня, как минимум в 14 раз выше фотографических аналогов.

В 1970-е годы тенденция общего спада в киноиндустрии вызвала сокращение кинопроизводства и количества кинотеатров. Высокая стоимость магнитной версии кинокопий и оборудования для ее воспроизведения, предопределила короткую жизнь этой технологии по сравнению с оптическим звуком. Кинотеатры практически отказались от магнитных копий. Технология использовалась как резервная только для сохранения (архивирования) специальных высокобюджетных фильмов. В середине 1970-х зритель снова слышал с экрана низкое качество монофонического звука, и только случайно мог услышать многодорожечную магнитную запись.

На рынке появляется Dolby.

Качество звучания кинофильмов сумел радикально изменить лишь «волшебник-шумоподавитель» из Лондона по имени Ray Dolby. В начале 70-х годов несколько киностудий стали применять созданную им профессиональную систему шумоподавления, названную Dolby А. За ней последовала коммерческая система Dolby В, которая сразу же стала пользоваться огромным успехом среди аудиофилов. Эта система вместе с другими компонентами для звуко-записи проложили дорогу в мир Hi-Fi для обычной компакт-кассеты, которая первоначально предназначалась для диктофонов. Продолжателем системы Dolby В стала схема шумоподавления для записи на оптической дорожке кинофильма.

Вдохновленные улучшением качества звучания «долбированных» фильмов, специалисты лаборатории Dolby вновь вернулись к чертежным доскам и разработали совершенно новую, оригинальную систему озвучивания фильмов, названную Dolby Stereo. Вместо одной тонкой звуковой дорожки на кинопленку наносились две, в которые было закодировано звучание четырех каналов. Акустические системы трех каналов, размещенные за экраном слева, в центре и справа, обеспечивали в больших кинотеатрах создание стабильной стереофонической картины. Четвертый канал был предназначен для громкоговорителей эффектов, размещенных по периметру зрительного зала. Самые низкие частоты в каналах отделялись при помощи фильтра и подводились к соответствующим громкоговорителям. Таким образом, кинопродюсеры и владельцы кинотеатров смогли создавать стереофоническое звучание без приобретения дорогих 70-миллиметровых копий. Кроме того, копии кинофильмов, сделанные с применением системы Dolby Stereo, отличались «обратной совместимостью»: они обеспечивали полноценное стереофоническое звучание в специально оборудованных для этой цели кинотеатрах, но при этом обеспечивалось также и монофоническое звучание в обычных кинотеатрах.

Вначале кинопромышленность восприняла появление системы Dolby Stereo без особого энтузиазма. Перелом произошел в 1977 году, когда американский режиссер Джордж Лукас выпустил на экраны научно-фантастическую трилогию «Звездные войны». Владельцы кинотеатров были предупреждены, что если они хотят демонстрировать эти кинофильмы, то будут обязаны делать это с соблюдением всех условий. Это требование было как бы последней каплей, в которой Ray Dolby столь нуждался. Если перед началом съемки «Звездных войн» в Соединенных Штатах Америки насчитывалось только 46 кинотеатров, оборудованных системой Dolby Stereo, то годом позже, когда экраны США завоевывал фильм «Супермен», их количество возросло до двух тысяч. От владельцев кинотеатров не отстают и киностудии — на сегодняшний день при помощи системы Dolby Stereo озвучено уже более 5000 кинофильмов.

Успехи системы Dolby в кинематографе явились серьезным стимулом для совершенствования телевидения. Появилась система NICAM, которая обеспечивает цифровое стереозвучание обычного телевидения. Создатели новых телепрограмм стали экспериментировать вначале с обычным стереозвуком, а затем и с системой Dolby Surround, которая стала бытовой версией Dolby Stereo. Количество престижных фильмов, снятых с применением технологии Dolby, стало стремительно расти как в Америке (Star Trek, TNG), так и в Великобритании (Prime Suspect, Cracker). Недостатки первой системы Dolby Stereo были успешно преодолены во второй ее версии, которая увидела свет в 1987 году. Новая система обеспечивала почти цифровое качество звучания при сохранении двухдорожечной оптической записи. Тем не менее в то время с большим нетерпением ожидалось появление цифровых технологий.

Dolby Digital.

Дальнейшие разработки Лаборатории Долби в технологии кино-звука - шестиканальная цифровая оптическая запись дополнительно к четырехканальной аналоговой SR записи, размещенная на одной копии 35 мм (Рисунок 3). Этот цифровой формат явился прогрессивным шагом в кинотехнологии, обеспечивающим независимые левый, центральный, правый каналы, разделенные левый и правый каналы окружающего звука зала (surround), плюс канал сверхнизкого звука (subwoofer) (Рисунок 4).

Дополнительно к многочисленным каналам, цифровая запись Dolby Digital обеспечивает чрезвычайную динамическую способность, широкую частоту, низкий уровень искажения частотной характеристики фонограммы, и повышенную устойчивость в износе. Формат уже доказал свою уникальную комбинацию высокого качества, надежность, и практичность в кинотеатрах всего мира. Поскольку цифровая дорожка располагается справа на копии, формат не имеет ни одного из недостатков отдельных дисковых систем.

Как и предшествующие разработки Лаборатории Долби, копия в формате Dolby Digital (или Dolby SRD) полностью совместима с существующей оптической или аналоговой (Dolby-A, Dolby SR) аппаратурой кинотеатра, кинопроекторы которых не имеют цифровой считывающей головки.

Что такое Surround-EX?

Дополнительно к цифровому формату звука Dolby Digital SR, Surround-EX добавляет третий канал окружающего звука зала. Совместная разработка дает режиссерам и звукооператорам новый уровень творческой свободы. Формат Dolby Digital - Surround EX полностью совместим со всеми цифровыми форматами серии 5.1 (воспроизведение шести каналов звука) и процессорами Долби, установленными в кинотеатрах. При установке адаптера дополнительного канала Dolby SA-10 Surround Adapter) становиться возможным воспроизвести дополнительный канал окружающего звука на действующих кинопроцессорах без замены всего комплекса оборудования. Для этого используется кинокопия, записанная в формате Dolby Digital - Surround EX.

Внимание! Подробнее о Dolby SA-10 Surround Adapter читайте в статье "Империя "Dolby". Часть 2. Виды процессоров Dolby."

Наверх

Москва 1999-2007
www.kinomehanik.narod.ru
По всем вопросам обращайтесь к администратору.
Любое использование материалов сайта запрещено без согласования с администрацией!
дизайн, верстка, печать
Сайт создан в системе uCoz