Главная страница >> Статьи >> Автокинотеатры
Киномеханику
Советы
Статьи
Фотогалерея
Словарь
Работа
Контакты
Ссылки
Форум
Гостевая книга


Автокинотеатры

Материал любезно предоставлен компанией ООО "Кино Проект Инжиниринг", Москва, Россия, официальным дистрибьютором Ernemann в России и странах СНГ.
Автор - Игорь Киселев, к.т.н., действительный член BKSTS (British Kinematograph, Sound and Television Society).
Тел. (095)243-6303
Факс (095)243-6026
info(at)kino-proekt.ru
http://www.kino-proekt.ru

Немного истории

В мировую копилку общечеловеческих достижений и открытий попало немало американских нововведений, призванных облегчить и усовершенствовать повседневную жизнь среднего человека. Таким открытием и одновременно одной из визитных карточек Америки стали drive-in-movies – кинотеатры для автомобилистов под открытым небом. Город в Соединенных Штатах без подобного заведения вряд ли сегодня найдется, да и зарождение этих кинотеатров именно там, где автомобиль есть практически у каждого совершеннолетнего гражданина и где процветает Голливуд, центр мировой киноиндустрии, закономерно и естественно. Первый кинотеатр, в котором зрители смогли смотреть кино, сидя в своих автомобилях, был открыт Ричардом Холлингсхедом в американском городке Кадмен.

Жизнь среднего американца немыслима без еженедельного посещения кино – так было в начале XX века, так остается и по сей день. Некогда любой поход в кинотеатр становился событием, ради которого родители вызывали няньку к ребенку, женщины увлеченно вносили последние штрихи в свой изысканный облик, мужчины наводили лоск на штиблеты и авто… Наступал торжественный момент выхода в люди.

Хотя сборы бывали весьма утомительными, желание посмотреть новый нашумевший фильм возникало с завидным постоянством... Скорее всего, сам Ричард Холлингсхед сталкивался с подобными проблемами. Он был обычным продавцом автомобилей, и, видимо, специфика профессии натолкнула его на идею, воплощение которой избавляло от уймы ненужных действий – достаточно было лишь завес-ти машину и поехать смотреть фильм.

Экспериментировать Холлингсхед начал в собственном дворе: на крыше машины установил кинопроектор Kodak, за натянутым между деревьями экраном поместил громкоговоритель. Эффект получился потрясающим, его не смогли подпортить ни искусственный дождь, ни созданная машинами друзей искусственная автомобильная пробка, ни другие форсмажорные обстоятельства, устроенные предприимчивым умельцем. После долгих расчетов Ричард нашел столь оптимальное расположение экрана, что изображение оказалось доступно с любой точки смотровой площадки.

6 августа 1932 года Ричард Холлингсхед направился в местное патентное бюро, чтобы закрепить авторские права на свое изобретение. Патент № 1909537 был выдан 16 мая 1933 года на 17 лет, в течение которых строительство аналогичных кинотеатров для автомобилей под открытым небом без разрешения Ричарда Холлингсхеда являлось незаконным . В пакете документов содержались иллюстрации и план кинотеатра, а также описание продукта: «Мое изобретение представляет собой новый и полезный вид кинотеатров – под открытым небом. Главным его удобством является замена зрительских мест специальными стоянками автомобилей. Зрители не покидают своих транспортных средств, которые расположены таким образом, что изображение на экране идеально видно из любой точки зрительного зала. Экран расположен под углом, поэтому машины в первых рядах не загораживают изображение тем, кто сидит сзади».

1 июня 1933 года Ричард Холлингсхед и его кузина Уилли Уоррен Смит зарегистрировали собственную фирму Park-in Theatres Inc., а еще через пять дней, преодолев все формальности, открыли первый кинотеатр для автомобилистов в родном городке. Это событие произошло 6 июня 1933 года. Вложенные Холлингсхедом в строительство 30 тыс. долларов вскоре с лихвой окупились. Сам он, наверное, и не предполагал, что его выдумка в корне изменит жизнь американцев и существенно подправит местный ландшафт. С тех времен кинотеатры так мало изменились, что можно утверждать: Холлингсхед создал идеальный проект.

По периметру кинозала был установлен шестиметровый забор и посажены деревья, призванные облагородить заведение. У входа, то есть у въезда в кинотеатр, находилась специальная будка, чтобы клиент приобретал билеты, не выходя из машины. Билет для автомобиля стоил 25 центов и столько же – билет для человека, но если в одной машине было три (и более) пассажира, общая стоимость билетов составляла ровно один доллар. Первый сеанс собрал практически весь город, то есть всех владельцев автомобилей. Честь открыть новую эру в истории кино выпала фильму «Предусмотрительная женушка». Хотя эту картину нельзя отнести к шедеврам мирового кинематографа, зрители были в восторге.

Впоследствии художественному фильму стали предшествовать показы короткометражек, мультиков и даже документальных фильмов – таким образом, поход в кино становился развлечением для зрителей всех возрастов и сулил весьма насыщенную программу. Для любителей ночных прогулок Холлингсхед устроил специальные сеансы в полночь, снискавшие ошеломляющий успех: смотреть фильм при луне и звездах составляло особое удовольствие (по статистике, около трети американок теряли девственность именно во время посещения кинотеатров Холлингсхеда).

Планы и реальность

Строительство (и управление) автокинотеатра – это бизнес, в который можно осмотрительно вкладывать капитал и который можно планировать. Зрителям любого кинотеатра нужен максимальный комфорт – для успешной конкуренции с телевидением, спортивными состязаниями и другими развлечениями. Проект автокинотеатра ограничен правилами и положениями административных органов. Само строительство согласуется с архитектурными и строительными организациями, санитарной и пожарной инспекцией, и т.д., и т.п.

Автокинотеатр – выгодное предприятие, если при проектировании, строительстве, выборе оборудования были проявлены предусмотрительность и осторожность. Только в таком случае предприятие сможет приносить прибыль. Самонадеянным энтузиастом противопоказано заниматься реализацией проекта автокинотеатра: грядут многочисленные проблемы! Необходимы усилия архитектора и компетентной строительной организации. И еще чрезвычайно важно отказаться от практики принимать решения на ходу, потому что они потенциально способны перерастать в неразрешимые проблемы.

Где строить? Разумеется, кинотеатр для автомобилистов желательно располагать поближе к большому городу или на трассе, где-то посередине между городами: ведь это и наиболее заманчивое семейное развлечение для родителей с детьми, и привлекательное место для тех, кому трудно ходить пешком, то есть для пожилых людей, инвалидов... Поэтому место для автокинотеатра надо выбирать с учетом указанных факторов, после выяснения числа жителей, количества личных автомобилей и определения того направления или района города, где обитает большинство семей с детьми и автомобилями. Но нельзя забывать и про то, что автокинотеатр принимает на своей территории каждую ночь большое количество автомобилей: чем проще и удобнее будут подъезд и выезд из автокинотеатра, тем вероятнее зрители приедут в него вновь.

Расположение автокинотеатра в непосредственной близости от оживленной трассы может оказаться не столь привлекательным, как кажется на первый взгляд: по загруженной вечером или ночью трассе зрители не смогут приехать вовремя, да и уехать каждый хочет первым. Следовательно, необходимо спланировать автокинотеатр таким образом, чтобы все автомобили смогли покинуть его за короткое время перерыва, то есть удобнее, когда автокинотеатр расположен на вспомогательной дороге, а не на автомагистрали.

Не благоприятствует планам холмистый ландшафт, предпочтительнее плоское пространство с небольшим уклоном. Планирование территории – очень дорогая процедура, лучше избегать подобных дополнительных затрат. При строительстве и благоустройстве территории автокинотеатра на 600 автомобилей только выравнивание ландшафта на 10 см требует досыпать или срезать 570 куб. м грунта – вот насколько важно правильно выбрать первичную площадку. Необходим хороший дренаж, то есть песчаная почва и естественные плавные склоны создадут дополнительные преимущества при расчете бюджета.

При выборе площадки надо знать, сколько автомобилей предполагается разместить в кинотеатре. Следует учесть, что:
1) конкуренция потребует увеличения количества и улучшения качества услуг, соответственно увеличатся и затраты: только автокинотеатр большой вместимости сможет удовлетворять возрастающие требования, так как чем больше вместимость автокинотеатра, тем ниже удельная себестоимость и тем сильнее позиция среди конкурентов. Автокинотеатр должен быть рассчитан на максимальную нагрузку в ночное время;
2) опыт показывает: по соотношению вложенные средства – окупаемость близкая к оптимальной вместимость автокинотеатра для США – это 750 автомобилей, для Европы – 400;
3) довольно сложно правильно определить оптимальную вместимость автокинотеатра и перспективу его работы на несколько лет вперед. Расчетное количество автомобилей зависит от формы выбранной площадки. На прямоугольной площадке при соотношении ее ширины и глубины 1:2 может разместиться максимальное количество автомобилей, причем для размещения 450 автомобилей потребуется около 3,8 га, для 550 автомобилей – 4,4 га, а для 630 автомобилей – 4,8 га.

Уже на предпроектной стадии потребуется оценить простоту и удобство въезда и выезда автомобилей на автостраду. Максимальное время освобождения автостоянки, в обычном режиме (перерыв) составляющее 15–20 минут, в режиме экстренной эвакуации сокращается до 5–10 минут. По этой причине въезд и выезд на автомагистраль должны быть достаточно широкими, без крутых поворотов и разворотов или крутых подъемов и спусков, создающих возможность самопроизвольного движения автомобиля. Недопустимо движение автомобилей задним ходом. Въезд и выезд с парковок даже в ночное время должен быть устроен с минимальным внешним освещением. Для организации движения автомобилей до, во время и после сеансов разметку площадки автокинотеатра требуется оборудовать светоотражающими элементами, в современных автокинотеатрах часто применяются осветительные ЖК-элементы и оптоволокно. Размещение площадки под строительство, планы въезда-выезда с территории и на автомагистраль могут быть сертифицированы и аттестованы в органах государственной автоинспекции как автостоянка временного хранения. Владелец автокинотеатра становится оператором автостоянки. К сожалению, не нашлись конкретные методические рекомендации и нормативные документы МВД РФ, регламентирующие организацию стоянок для автокинотеатров. Но даже без таких норм планирование въездов и выездов, исключающих вероятность образования пробок и блокирования движения на автомагистрали, – задача очевидная.

Как общее правило, при въезде в автокинотеатр длина участка ответвленной дороги с двухрядным движением должна составлять не менее 35 % вместимости автокинотеатра. То есть, если автокинотеатр рассчитан на 1000 автомобилей, вспомогательная дорога от автомагистрали до кассовой зоны должна вмещать не менее 350 автомобилей. Размещение автомобилей на площадке автокинотеатра – один из самых ответственных участков при проектировании и строительстве автокинотеатра, правильное решение которого во многом определит популярность (и прибыльность) предприятия. Каждый зритель (в автомашине) должен видеть весь экран. Так как автомобили стоят один позади другого, места их парковки должны иметь рампы, приподнимающие переднюю часть автомобиля. Изготовление рамп – еще одна (после планирования территории автокинотеатра) очень дорогая операция, требующая перемещения огромного объема грунта.

Топография площадки автокинотеатра исходно должна быть выбрана и спроектирована с возможной минимизацией этих затрат. Параллельно с рампой проектируется единая дренажная система. Сумма затрат на подготовку площадки во многом зависит от квалификации архитектора. План размещения рамп и их размер – расчетные величины, они не могут быть созданы произвольно. Необходима уверенность, что общий проект рампы обеспечивает полный обзор экрана из автомобиля и максимальную безопасность автомобилей при маневрах. Правильно спланированная и спроектированная рампа автокинотеатра обеспечит равную ценность всех мест и повысит эффективность.

Первый ряд рампы автокинотеатра должен находиться на таком расстоянии от экрана, которое позволит зрителям видеть все полотно экрана. На практике обычно первый ряд рампы отстоит от экрана не менее чем на 0,8 ширины экрана. И еще это расстояние должно быть не менее 1,5 высоты экрана, чтобы исключить падение экрана на автомобили при ураганном порыве ветра или землетрясении, а теперь уже нельзя забывать и про террористов. Чаще первые и вторые ряды рампы занимают пары, располагающиеся на переднем сидении, так как в этих рядах через ветровое стекло с задних сидений не виден верх экрана.

Угол наклона рампы проектируется таким образом, чтобы сидящие в автомобиле зрители видели наклоненную к ним поверхность экрана перпендикулярно. Как правило, этот показатель не превышает 10 градусов в сторону экрана, поскольку при изменении угла просмотра возникает параллакс, искажающий восприятие.
Известны два типа общих планировок рампы. Наиболее популярна однорядная рампа, при которой автомобили располагаются полукругом с радиусом, центр которого находится за экраном на расстоянии его ширины. Въезжают на рампу сзади по проезду между рядами, выезжают – вперед, в проезд предыдущего ряда.
Второй тип – двойная рампа, эта схема удобна при ограниченном пространстве автокинотеатра. Первые 3–4 ряда проектируются для одиночной рампы, далее – двойные. Двойная рампа затрудняет свободный (независимый) выезд автомобилей, так как автомобили, расположенные на задних рядах двойной рампы должны при выезде маневрировать задним ходом.


Структура однорядной (вверху) и двойной (внизу) рампы.

Обычно проектируемое расстояние между рядами одиночной рампы равняется 11–13 м, а двойной – соответственно 8,2 –10 м (между первым и вторым уровнем рампы), но построено много кинотеатров с расстоянием между рампами 11–11,5 м (без особого дискомфорта). Тенденция роста количества относительно больших легковых автомобилей (джипов) требует более тщательной проработки расстояния между рампами и дифференцированной продаже билетов на первые ряды (микро- и малолитражные автомобили, кабриолеты). Джипы и минивэны лучше располагать на задних рядах.

Оптимальный расчетный интервал между автомобилями составляет 5,7–6 м. При таком интервале автомобили свободно маневрируют при въезде/выезде на рампу, не создавая помех другим автомобилям, и в то же время, если необходимо, можно полностью распахнуть дверцы машины.

Все въезды и выезды должны иметь высококачественное асфальтовое покрытие, постоянно поддерживаемое в хорошем состоянии, так как движение в этих зонах интенсивное. Есть много материалов и вариантов организации дорожного покрытия площадки автокинотеатров, способных удовлетворить всем необходимым требованиям. Хорошо зарекомендовало себя комбинированное покрытие из шлака или известняка, пропитанное горячей битумной эмульсией, затем выровненное и утрамбованное асфальтовым катком. Поверхность получается достаточно жесткой и долговечной. Качественное, правильно спроектированное и уложенное покрытие – не желательное дополнение, а экономическая целесообразность и на несколько лет – гарантия от дополнительного вложения средств.

Конструирование покрытия площадки и организация дренажа – совместная операция. В связи с большой площадью, занимаемой автостоянкой, расчет, подготовка и организация дренажа представляют определенную проблему, что иллюстрируют следующие цифры: на площади, занимаемой автокинотеатром на 600 автомобилей, 1 см осадков – это 70 тонн воды, и без дренажа в скором времени кинотеатр получает собственное озеро. В то же время площадка автокинотеатра должна быть приспособлена для пешеходов, посещения буфетов, туалетных комнат и так далее. Буфеты вносят заметный вклад в финансовый оборот автокинотеатра, обслужива-ние клиентов должно быть максимально качественным и удобным.

При организации дренажа потоки ливневой канализации нужно направлять таким образом, чтобы исключить даже вероятность затопления соседних участков или автомагистрали. На площадках без естественного дренажа в пределах границ автокинотеатра строится замкнутая система.

Однозначных рекомендаций, оптимизирующих вместимость автокинотеатра и размеры экрана, попросту нет. Если бы автокинотеатры проектировались только с веерным расположением рамп и разверткой по отношению к проекционной оси 40о, определенные расчетные рекомендации могли бы появиться, однако все автокино-театры не могут быть спланированы столь идеальным образом. При этом в каждом автокинотеатре стремятся разместить на площадке максимально возможное коли-чество автомобилей.


Размещение автомобилей относительно экрана.

Если в плане автокинотеатр получается длинным и узким, размер экрана должен быть увеличен из-за удаленности последних рамп, но зато первый ряд рампы еще дальше удаляется от экрана.


Варианты организации автокинотеатров.

Материалы каркаса и экрана могут быть самыми различными, например, экран из перфорированного алюминиевого листа или бетона покрывают латексными светоотражающими красками. Применяют как сплошные полотна, так и изготовленные из отдельных полос (для снятия ветровой нагрузки). Соотношение сторон ветрового стекла автомобиля близко к 1:2, поэтому наиболее комфортны форматы изображения 1:1,85 и 1:2,39. Последний обеспечивает оптимальное соотношение длины экрана к ширине, так как при меньшем соотношении кадр не заполняет экранное пространство. Должен ли экран быть наклонным, изогнутым или тем и другим одновременно? Безусловно, каркас экрана требуется наклонить к зрителям, а угол наклона определяется оптимальным соотношением углов падения и отражения луча проектора. Раз проектор физически не может располагаться на уровне центра экрана (не строить же 10- или 15-метровую башню!), опору наклоняют под таким углом, чтобы свести к минимуму искажения изображения (параллакс). Обычно проектор наклонен относительно горизонтальной оси в пределах 7градусов по вертикали, угол наклона экрана также составляет 5–7градусов, а максимально приближенное к нормали соотношение угла падения и угла отражения должно находится в зоне наибольшей комфортности просмотра (центральная часть и 2/3 рампы автокинотеатра).

У специалистов нет единого мнения относительно кривизны экрана. Обычно кривизна рамы экрана очень невелика, в противном случае значительно ухудшается качество восприятия изображения с боковых мест. Да и изготовление криволинейного экрана, например, из бетона размером 11х26 м, значительно удорожает процесс. Плоский экран, развернутый в сторону от магистрали, является прекрасным рекламным щитом и может быть использован в коммерческих целях.

Положение проекционного оборудования относительно экрана определяется размером экрана и фокусным расстоянием линз. Диапазон переменного фокусного расстояния кинопроекционных линз достаточно широк, он позволяет расположить проекционный аппарат на любой рампе автокинотеатра и при этом проецировать изображение на весь экран. Это означает, что при 30-метровой ширине экрана проекционный аппарат можно размещать по оси проекции на расстоянии от 50-60 и до 100-120 м до экрана при оптимальном размере изображения. Единственное, что ограничивает удаление кинопроектора от экрана, – это мощность проекционной лампы, обеспечивающей необходимый световой поток (около 400 люмен на кв. м поверхности экрана) и возможная пыль и/или туман в воздухе (чем больше проекционное расстояние, тем заметнее влияние этого фактора).

С экономической точки зрения, выгодно объединить проекционную комнату в одном здании с торговой зоной и кафе быстрого обслуживания – такая комбинация требует меньших затрат и позволяет подвести все электропитание в одну точку. При размещении кинопроекционной важным фактором также является угол наклона вертикальной оси проекции.

Искусственный ландшафт и ограждение автокинотеатра могут служить нескольким целям: позволяют обособить автокинотеатр от магистрали, чтобы водители движущихся по магистрали автомобилей не видели изображения на экране; содействуют удобному въезду-выезду автомобилей и мешают ослеплять фарами присутствующих на сеансе зрителей; ограждают кафе; придают автокинотеатру оригинальный декоративный вид…

Наиболее выгодно разместить автокинотеатр таким образом, чтобы экран был параллелен магистрали, но развернут в сторону от нее. В любом случае создание ограждения и искусственного ландшафта – процесс дорогостоящий, поэтому всякий раз решение должно приниматься конкретно, в зависимости от бюджета. Ограждение обычно служит для отделения автокинотеатра от магистрали и ограничения въезда и выезда. Особо ограждается зона вокруг кинопроекционной и в направлении проекционного луча. Комбинация из металлического ограждения и живой изгороди и функциональна, и декоративна.

Правильная конструкция и организация рекламы – весьма важный маркетинговый фактор. Если тыльная сторона экрана видна с автомагистрали, она может служить рекламным щитом самого автокинотеатра с анонсом фильмов или использоваться под коммерческую рекламу. Рекламный щит автомобилисты должны видеть с максимального расстояния. Неоновые вывеска автокинотеатра и фон, на котором отображается анонс фильмов, должны быть исполнены в защищенном от атмосферных воздействий варианте. Если тыльная поверхность экрана не используется для рекламы, рекламные щиты устанавливаются вдоль автомагистрали, но их свет не должен мешать зрителям во время сеансов.

В обычном театре в кассу зритель попадает при входе в кинотеатр. Кассы и въезд в автокинотеатр должны быть отнесены от основной магистрали. В автокино-театре расположение кассы должно быть таким, чтобы автомобили при съезде с автомагистрали не создавали очередей и пробок, а к кассе подъезжали два авто-мобиля с двух сторон. Организация кассового обслуживания может быть различ-ная: от продажи разовых билетов до установки автоматического шлагбаума с элек-тронным считывателем магнитных карт и выдачей билета с местом на рампе. При проектировании кассового модуля автокинотеатра можно воспользоваться опытом организации въездов в аэропорты, паркинги или частные автодороги. Основная задача – обеспечить въезд автомобилей и их размещение за время перерыва между сеансами.

Статистика показывает, что валовый доход дополнительных платных услуг в автокинотеатре может составлять от 60 до 300% к стоимости входного билета. Зрители (а их может быть в автомобиле до 4 человек) охотно тратят деньги на воздушную кукурузу, леденцы, прохладительные напитки, кофе, горячие бутерброды, сигареты и т.д

Планирование сервиса заслуживает внимательного отношения. Нельзя устанавливать киоски по продаже продуктов и напитков непосредственно на въезде в автокинотеатр, это предпосылки заторов и пробок, снижающих оборот по продаже билетов. Да и память об очередях и пробках заставит зрителей приезжать в автокинотеатр со своими продуктами, а часть дохода окажется упущенной.

Можно организовать одну–две площадки (на въезде) по принципу «Мак-авто» для автомобилистов, но место под это выделяют на расстоянии от основного въезда перед автокинотеатром. Как вариант – франчайзинг с одной из сетей фаст-фуд (fast-food): Мак’Дональдс, Бургер Кинг, Крошка Картошка и т.д.

Если есть интерес в развитии данного бизнеса, можно организовать кафетерий или ресторан за последней рампой. Он разместится на высоте 4-5 м над поверхностью, с его стеклянной террасы откроется вид на гигантский экран автокинотеатра, а звук будет передаваться через громкоговорители, установленные в помещении кафетерия. Можете организовать своеобразное кино-кафе на 300-500 человек, куда можно будет продавать билеты или клубные карты, и оформить его декорациями на автомобильную тематику, обеспечив тем самым рождение клуба авто-кинолюбителей.

На территории автокинотеатра зрители, находясь в своих автомобилях, могут вызывать официантов (обычно это делается включением сигналов «аварийной остановки») и заказывать питание и напитки. Официанты могут перемещаться по территории на велосипедах с прикрепленными на переднем колесе корзинами, в которых находится наиболее популярный набор продуктов напитков и сигарет, или на роликовых коньках, с коробами или подносами. Для заказанных горячих сосисок, хотдогов или картошки официанты прикрепят к дверцам автомобилей пластиковые подносы, которые позднее соберут.

Наверх

Москва 1999-2007
www.kinomehanik.narod.ru
По всем вопросам обращайтесь к администратору.
Любое использование материалов сайта запрещено без согласования с администрацией!
дизайн, верстка, печать
Сайт создан в системе uCoz